Мавританский чай

Неисповедимы пути Господни…
Первый месяц нашей семейной жизни мой муж отметил
грандиозной фразой, сказав: «Если семья наша когда-нибудь
разориться, то только из-за чая»J

У нас в семье всегда любили пить чай. Наверное, потому, что мои дедушка и бабушка выросли в Читинском крае на границе с Китаем, дед говорил по-китайски. Дед очень любил пить чай. А как он радовался, когда в 70-х годах ему удавалось, обежав пол Москвы, купить пачку своего любимого Краснодарского! У моей мамы были прекрасные японские фарфоровые чашки, из которых пили чай только по праздникам. Очень долго в бытность свою младшей школьницей я носила мамино кимоно с длинными рукавами. И всю свою сознательную жизнь я стремилась на восток, Китай, Япония…
И вдруг – Африка!

Шереметьево 2, поздний вечер, я лечу в Мавританию. Какими судьбами?! Голова отказывается думать, может когда-нибудь я и пойму этот жизненный поворот. А пока просто сажусь в самолет…
Пересадка в Милане. Европа, все знакомо.
Следующая пересадка в Марокко. О, это уже интересно. Какие вокруг красивые люди и неожиданные наряды! В Марокко, как и в Мавритании, коренное население – мавры, это белая раса, вспомните, кто заселял Испанию? Опять полет и вот, наконец, посадка.
Столица Мавритании город Нуакшот.
Легкий шок на трапе, спускаемся и идем под дулами автоматов выстроенных в две шеренги солдат. В Мавритании регулярно происходят революции и государственные перевороты. Аэропорт охраняется как стратегический объект.
Наконец, встретились!
Самые большие впечатления – САХАРА! Атлантический океан и, конечно, МАВРИТАНСКИЙ ЧАЙJ

Люди живут везде. У каждого народа свои обычаи, традиции, привычки.
В Мавритании пьют чай. Чай пьют рано утром, днем и вечером, перед дальней дорогой и после тяжелого трудового дня. Похоже, что чай там основная едаJ Чай заваривают с чувством, не спеша, и обязательно надо выпить три стаканчика чая. Заваривают и пьют именно три стаканчика чая. Я пишу стаканчика, потому что в Мавритании чай пьют из маленьких граненых стаканов объемом 50 мл. Из таких рюмок у нас принято пить водкуJ

Не выпить все три порции равносильно оскорблению, так что гости спокойно ждут, ведут неспешную беседу, а хозяин подаст третий стакан, только тогда, когда наговориться от души, тогда  гости смогут уйти...




Я прожила в Мавритании целый месяц.
Удивительная страна: песок, океан, солнце,
верблюды, нищета и богатство рядом.
Песок в Африке бывает всех цветов
от белого до черного, и с его помощью
талантливые художники даже
рисуют картины.


Столица и сейчас выглядит именно так.


Только теперь я понимаю, почему нам так дико смотреть на африканские национальные костюмы – буйство красок. Но дома, в Африке люди живут на фоне такого однообразного пейзажа цвета песка, когда и небо часто окрашивается в песчаный цвет. И как разует глаз разноцветье одежд, причем одежд развевающихся – жарко. На женщинах удивительно красивые платья – вуали, нечто похожее на индийские сари. Национальная одежда мужчин – бубу. Люди очень красивы в своем движении, медленном и плавном, тротуаров нет, асфальт только для машин, и лежит прямо на песке, а ноги в песке просто тонут.

Говорят, как минимум на уровне семьи, в Мавритании сохранился матриархат. Женщина в доме старшая и мужчины ее слушают, и приложат все силы, чтобы выполнить все ее желанияJ
Ни разу не видела мавританскую женщину с тяжелыми сумками, даже на выходе из магазинов и у рынка, ношу за женщиной всегда нес мужчина, в крайнем случае, нищие мальчишки. У женщины если и есть небольшой узелок или сумка, то не в руках, а на голове…

Но сегодня я приглашаю вас просто на чай. А о Мавритании я, может быть, и напишу, но в другой разJ

Проходите, дорогие гости, чувствуйте себя как дома, располагайтесь в этот раз в настоящем мавританском салоне, подушки можно положить на пол, располагайтесь!


Пока будет готовиться чай, я расскажу вам историю маленького мальчика Мано из африканского кочевого племени туарегов, чтобы вы прочувствовали местный колоритJ
Его отец собрался в город, продать свои поделки и Мано тайком пробирается в машину, чтобы увидеть настоящий город!
Эта удивительная детская книжка, талантливо нарисованная в акварели, поможет нам понять, что такое МАВРИТАНСКИЙ ЧАЙ, и увидеть, как и до сих пор живут люди в Мавритании.


Итак, время пять утра, Мано крадется к машине и слышит голоса мужчин, которые пьют свои три стакана чая: ПЕРВЫЙ – ГОРЬКИЙ КАК ЖИЗНЬ, ВТОРОЙ – СЛАДКИЙ КАК ЛЮБОВЬ… И ПОСЛЕДНИЙ – СПОКОЙНЫЙ КАК СМЕРТЬ. (Здесь у меня возникли трудности с переводом - в оригинале «sauve comme la morte», дословно «нежный как смерть, но спокойный для нас понятнее).



Город, конечно, потряс маленького мальчика, а меня поразили базарыJ
Особенно те ряды, где продают ткани. Это невозможно передать, надо только видеть!
В Мавритании сохранилась древняя техника окраски тканей, очень похоже на наш батик…

А это верблюжий рынок.
До сих пор степень зажиточности человека измеряют количеством имеющихся у него верблюдов.


Мано с отцом, купив верблюда на вырученные деньги, отправляются домой. Но сначала опять чай.


А дома ждет и волнуется мама и сестричка Фатимата…

Долгих два дня идут наши путешественники по пустыне.

И вот счастливое возвращение домой! Уставшие, но такие счастливые…

Вечером – праздник! Все с уважением слушают Мано – вот ты и вырос, сын!

Крепок сон путешественника, уснувшего на руках у мамы…


Тем временем взрослые опять пьют чай…




Последние слова в этой детской книжке меня потрясли! «…У ТУАРЕГОВ НИЧЕГО НЕ ТЕРЯЕТСЯ ЗРЯ, НИ ЕДА, НИ ВОДА, НИ ЛЮБОВЬ!»
Правда, очень трогательная история и очень красивая книжка.

Тем временем и наш чай готов!

Оказывается это необыкновенно приятно возлежать на кушетках мавританских салонов, а
не сидеть в три погибели на низком диване, когда коленки девать некуда перед низким журнальным столикомJ
Тихий вечер, прохладно, всего то около +30, на небе такие незнакомые звезды, мы сидим на крыше небольшой виллы и девочки, дочки хозяев, готовят для нас чай…
Старшую мама уже хвалит! Поверьте или сами попробуйте, переливать чай из стакана в стакан, поднимая руку с одним стаканом выше головы – это целое искусство и требует долгих тренировок, чтобы не пролить при этом ни капли.


Подробнее описываю технологию заварки. Заваривают только зеленый чай и обычно кладут в него свежую мяту или мелиссу, но можно заменить и на сушеную. Чай готовят в маленьком металлическом заварном чайнике и никогда не разбавляют кипятком в стаканах. На 6-8 стаканов чая кладут полный стаканчик заварки. Получается чуть не половина чайникаJ


Первая порция.
Помните? Горький как жизнь…
  • Сначала заварку надо промыть (залить холодной воды, довести до кипения и слить).
  • Затем снова залить воды, довести до кипения. Снять.
  • Отлить один стаканчик (проверить чай на цвет).
  • В чайник насыпать 8 ложек сахара и положить мяту.
  • Влить назад чай из стакана.
  • Далее делать пену. Из чайника с большой высоты (чуть ли не над головой) наливаешь стакан. Из этого стакана с такой же большой высоты (поднимая, начинаешь практически от второго стакана, и резко поднимаешь на высоту и держишь) переливаешь во второй стакан. Потом слить чай в чайник.
  • Затем повторить со всеми остальными стаканами. Чем с большей высоты льешь, тем больше получается пена.
    Потом пробуешь, если нравиться - наливаешь в стаканы и пьешь.
Вторая порция . Сладкий как любовь!
Второй стакан подают практически сразу после первого.

  • Вынуть мяту из чайника.
  • Вылить весь оставшийся чай в стакан (или просто вылить), чайный лист остается.
  • Добавить хорошую щепотку или чайную ложку свежей заварки.
  • Налить в чайник новой воды и довести до кипения. Пока чайник закипает, чай, оставшийся от первой порции, переливаешь из стакана в стакан, делая пену (лить надо с большой высоты).
  • После того, как чай закипел, снимаешь чайник с огня, отливаешь один стакан (проверить цвет), насыпаешь в чайник 4-5 ложек сахара и кладешь новую порцию мяты.
  • Доливаешь в чайник пробную порцию. (Теперь выливаешь чай, с помощью которого делала пену). А далее повторяешь процедуру деланья пены (как в первой заварке).
  • Когда горячий чай побывает во всех стаканах хотя бы один раз, пробуешь, и если нравится - пьешь.                             
Третья порция отличается от второй только количеством сахара (3 ложки). А так вся процедура идентична. Вот только подать третью порцию хозяин может через сколько угодно времени, хоть через час, а то и большеJ
И не забудьте про самое главное условие – уходить из гостей не прилично не испив все три стакана, это равносильно оскорблению.
Третий стакан чая – нежный (спокойный) как смерть…


P.S. Прошло несколько лет, но я до сих пор не могу ответить для себя на очень интересный вопрос: какими судьбами я очутилась в Мавритании, и, главное, зачем?

«Событие само по себе не имеет никакого смысла. Смысл его становится ясным только при анализе, позволяющем осознать, ПОЧЕМУ и, главное, ЗАЧЕМ оно произошло» - из книги Болезнь как путь Рудигера Дальке и Торвальда Детлефсена (Изд.»Весь» СпБ., 2005)

В то время я активно работала с программой Странник, в новой версии которого появилась страница, определяющая психологическое состояние пациента на момент диагностики, так называемая стрела жизнедеятельности.
Именно тогда я начала размышлять по поводу алгоритма принятия решений человеком.
Мы ведь и не задумываемся, что от замысла достичь чего-либо до результата очень длинная дорогаJ
И идет она через желание – волю – веру – знания – воображение – провидение – судьбу – необходимость – порядок – удачу – память к опыту. А если мы не удовлетворены какими-то результатами своей жизни, то это значит на каком-то одном, или нескольких этапах принятия решений произошла осечка…          


Но об этом я продолжу для желающих завтра.  Мне очень понравился комментарий Евгения Илясова к моей предыдущей статье, и в этот раз я растяну информацию, может быть на пару днейJ
Правда, я еще далеко не маститый блоггер, но мне очень нравится блогостроение и наша команда Марафонцев!
А моя статья о мавританском чае для 6-го этапа Марафона на этом месте заканчиваетсяJ
Я очень рада видеть вас всех. Вам понравился Мавританский чай?
За всю Африку не ручаюсь, но в Марокко точно пьют такой же.
Заходите в гости, друзья! Или приезжайте отдыхать в Железноводск – угостим вас мавританским чаем…
На следующем этапе Марафона я приглашаю вас всех в свою Швейцарию – станицу БекешевскаяJ  

А пока впереди НОЧЬ МУЗЕЕВ!!! Не пропустите...  25-го марта:-)
                                                                    До новых встреч!!!

40 комментариев:

  1. Очень интересно и познавательно! ;)
    Спасибо огромное за такой материал! Мне понравилось! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Галина! Интересное путешествие, необычная, экзотическая страна, где уровень благосостояния измеряется количеством верблюдов. Очень понравилась картина из песка. Я тоже люблю чай, так же, как и мавританцы. В Тайланде видела, как делают пену, наливая чай с большой высоты в стакан. Это было целое шоу. И чай был вкусный. Мне немного непонятно, почему в первый чай, горький, как смерть, мавританцы кладут 8 ложек сахара. Я люблю китайский чай: зеленый, улун, пуэр. Пью его без сахара и большими стаканами. Спасибо за путешествие!

    ОтветитьУдалить
  3. Я очень люблю чай и могу пить его сколько влезет :)
    Тамара, большое спасибо за такую подробную информацию по приготовлению чая (буду пробовать!) и интересное повествование о вашем путешествии. Но там верно очень жарко? А как ночью? Я тоже люблю путешествовать и вдруг отправлюсь в Африку? :)

    ОтветитьУдалить
  4. Путешествие, конечно виртуально, но очень познавательно. И про обычаи пития чая очень впечатляюще рассказано.Узнать об обычаях, об ценностях этого народа-само по себе интересно.Но мне очень интересно показалась "стрела жизнедеятельности"
    "И идет она через желание – волю – веру – знания – воображение – провидение – судьбу – необходимость – порядок – удачу – память к опыту." Путь к нашим целям,удачам,успеху...Такой многогранный, здесь это выражено несколько по иному, чем встречалось до сих пор.А поподробнее? Раскроете?

    ОтветитьУдалить
  5. Да, интересный способ приготовления чая! Сразу и не запомнишь, когда сливать, когда наливать, а когда пробовать. В Африку не когда не хотела, попасть. (Наверное в детстве Корнея Чуковского начиталась: Не ходите дети в Африку гулять..) А вот читать и смотреть по телевизору документальные фильмы про Африку мне нравится. Познавательная статья, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за прекрасное путешествие. Замечательная статья и интересная чайная церемония из трех стаканов, стоит опробовать на наших в нащих условиях))).
    Африка удивительный мир, правда я был только в Египте.буйство красок впечатляет. А колорит и быт арабов остается в памяти на всегда

    ОтветитьУдалить
  7. Удивительная история. Все мы знаем о знаменитой японской чайной церемонии, о китайской. А теперь складывается впечатление, что чай - это важная составляющая часть всей человеческой культуры и каждый этнос дополняет и обогащает её по-своему.
    Вспомнил в тему эссе английского писателя Джорджа Оруэлла "О чае", где он перечислял условия,необходимые для заварки по-настоящему великолепного чая. Самое занятное, что из двух с половиной десятков пунктов только один оказался невыполнимым. Даже настаивание на каминной полке можно при желании заменить натопленной печкой. Но вот закупить в названных лондонских магазинах названные сорта чая, чтобы их потом смешать, это ну никак!.. :-)

    ОтветитьУдалить
  8. Интересное путешествие... Совсем другой мир, нравы,природа - пески и солнце.А столица выглядит как маленький островок в огромном океане песка. Удивительно, что и на таких пустынных островках живут люди со своими обычаями и традициями ( как заваривание чая!), а для людей, живущих в городах и мегаполисах - это экзотика... Спасибо!!

    ОтветитьУдалить
  9. Про Мавританию я знаю со слов своего мужа. Весь прошлый год он был на рыболовецком судне у берегов Мавритании. Ловили рыбу для населения по программе ООН. Рассказывал про хижины у моря, аэропорт в песках, где кроме взлетной площадки и хижины рядом-ничего! Но про чаевые ритуалы впервые прочитала в вашем материале. Спасибо, познавательно. И еще я вспомнила, что прошедшим летом прочитала книгу, которую мне на отдыхе преподнесла младшая дочь. Не помню автора, названия. Но сюжет впечатлил. Одна молодая девушка из центральной Африки каким-то образом уехала в Париж. Совершенно случайно, ее погибающую на улице, встретил фотограф и сделал из нее модель. Она стала богатой женщиной,но это ее не радовало. И она через некоторое время вернулась к своим соплеменникам, которые жили в пустыне и передвигались на верблюдах. Это была ее Родина!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо Тамара, очень интересно и познавательно.
    Потрясла церемония чаепития... это же надо все запомнить и научиться приготавливать...
    Тамара, какими судьбами, Вы оказались в столь далекой и экзотической стране? :-)

    ОтветитьУдалить
  11. Большое спасибо за путешествие, я была в Египте - мне очень понравилась Африка, совсем другая природа, люди, обычаи.

    ОтветитьУдалить
  12. Тамара, когда-то я тоже начинала с подобной ошибки. Да и сегодня, порой, грешу... У Вас в этом материале три статьи в одной. Это щедро, но не разумно для блогера. Надо учиться разбивать на разные темы, можно после того уже, как напишите. Но это придет. А вот то, что у Вас есть - умение "вкусно" писать, этому других не научишь! Читать интересно. Чувствуется за рассказом замечательный и любознательный человек. Спасибо за щедрость! Удачи Вам, дорогая! Будем учиться вместе :). Любовь

    ОтветитьУдалить
  13. Тамара! Изумительно написано про чай! Сделаю ссылочку из своего виртуального фитобара Лесная Лилия. Можно? Светлана Сидорова.

    ОтветитьУдалить
  14. Потрясающая история и великолепная статья! Все так живо, насыщенно, играет яркими красками! Очень интересные обычаи и чайная церемония. Великолепные рисунки. Получила большое удовольствие! Спасибо Вам огромное, Тамара!

    ОтветитьУдалить
  15. Тамара Михайловна! Очень необычная история! Интересно, но я не настолько люблю чай, чтобы так долго возиться с ним. Для меня питание и всевозможные напитки никогда не играли большой роли. Хотя, это может быть и не очень хорошо. Раз люди разрабатывали целые церемонии, значит это для чего-нибудь надо? Возможно, чтобы просто удержать людей вместе за столом для общения? Ведь недаром последний стаканчик хозяин подает, когда посчитает нужным?
    Но, в любом случае, это очень познавательно!

    ОтветитьУдалить
  16. Я выросла на компотах из сухофруктов, из свежих фруктов. И до 20-тилетнего возраста чай пила изредка. Судьба забросила туда, где этот напиток постоянно употребляют.
    Я научилась пить чай с молоком, с душицей, просто черный чай. И уже не могу представить себя без чая.
    Теперь знаю искусство заварки мавританского чая.
    Мир настолько разнообразен, и мы живем тогда, когда это многообразие можно воочию увидеть. Это здорово!

    ОтветитьУдалить
  17. Какая у вас интересная жизнь!:) Мавритания... мой папа целый год рыбачил у ее берегов. Такие яркие краски после серых зимних будней! Спасибо, порадовали:) Интересный способ заваривания. Особенно понравилось то, что заварку сначала "моют" и то, что заваривают три раза))) - у нас это считается дурным тоном.

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте,Тамара!
    Спасибо Вам за интереснейшее путешествие!
    Интересно узнавать как люди живут в необычных,для нас,условиях,о традициях и ритуалах.Даже чай пьют в разных регионах по- разному.Я родом из Узбекистана и меня удивляло,что в разных областях Узбекистана пьют разный чай и чайные ритуалы,при большой схожести,имеют свои нюансы.А тут другой континент,климат,другая вода и её ценность.
    Ещё раз спасибо и желаю Вам здоровья и счастья!

    ОтветитьУдалить
  19. Тамара, очень захватывающая история. Живо, интересно и ярко. Спасибо за способ заваривания, обязательно попробую. Я тоже как и вы очень люблю чай и для меня день без чая - это зря прожитый день.

    А еще в Африку захотелось... ;)))

    ОтветитьУдалить
  20. Очень интересная история. Такая экзотическая страна. Надо хоть по карте посмотреть где она находится. После вашего рассказа мне тоже захотелось в Африку. Жалко, вы мало рассказали о самой Мавритании. Было бы интересно почитать поподробнее. Чайная церемония, конечно, тоже интересная. Но так долго возиться с чаем,наверное, не хватит терпения. Мы все куда-то торопимся. У нас дома даже перестали заваривать обычный чай, чаще пользуемся пакетиками для скорости. Но один раз попробовать для интереса можно.

    ОтветитьУдалить
  21. Галина я обожаю узнавать про новые страны, особенно узнавать про их традиции. Читала вашу статью заворожено! Спасибо огромное про рецепт чая! Как нибудь надо попробовать!

    ОтветитьУдалить
  22. ПРОШУ ПРОЩЕНИЕ ТАМАРА! ЧТО ТО В ГОЛОВУ ПРИШЛО ИМЯ ГАЛИНА, ТАМАРА ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!

    ОтветитьУдалить
  23. Тамара, спасибо!

    Прочитав Ваш пост, вспомнила про Казахстан, про чайную традицию родных казахов. Почему родных? Да, родилась я в Казахстане, а в Сибирь поехала после школы, поступать в ВУЗ.

    Вспомнилось детство, даже немного взгрустнулось...

    Здоровья и процветания!
    С уважением, Ольга Батырева.

    ОтветитьУдалить
  24. Люблю путешествовать и люблю чай. Очень интересная статья.

    ОтветитьУдалить
  25. Люблю колоритную экзотику Африки...
    Чай пила там только каркаде, мавританский не удалось вкусить.
    Спасибо, Тамара, твоя статья навела приятные воспоминания. Очень скучаю по яркому подводному миру Красного моря. Собираюсь посетить этот загадочный континент в этом году опять.

    ОтветитьУдалить
  26. Тамара, вы все так подробно рассказали, я как будто сама там побывала. Очень познавательно.
    Как здорово, что в разных странах свой способ заваривания и пития чайного напитка, В Мавритании мне показался очень сложным. Я сама люблю компановать травяной сбор и приглашаю и ко мне заглянуть на чай - http://ze-mlia.blogspot.com/2011/03/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  27. Удивительная Африка! Увлекательное путешествие! Тамара, спасибо за минуты радости и интересный материал. Правда, пришлось поискать по сайту, чтобы найти Ваше имя.
    На счет чая - так и не понимаю вкус зеленого:))

    ОтветитьУдалить
  28. Тамара, спасибо за путешествие в экзотическую страну! Пост прочитала на одном дыхании!

    Я очень люблю чай, и если я не выпила кружку чая после обеда, значит я голодна! Мои родственники смеются, что я могу питаться одним чаем!

    Очень интересен ритуал приготовления чая, наверняка вкус такого чая будет Вам напоминать о путешествии в Мавританию!

    Успехов и процветания!

    ОтветитьУдалить
  29. Тамара, спасибо за интересное путешествие по Мавритании! Спасибо и за чай! И за рецепты его приготовления.
    Все очень любопытно, интересно, познавательно!
    Солнце, жару, чай обожаю! Уже хочу в Африку.

    ОтветитьУдалить
  30. Дорогие гости! Как я рада, что вам понравился мавританский чай! Сахар в первой порции чуть-чуть смягчает горечь - заварки очень много и сладости, практически, не чувствуется. Стаканы такие маленькие и чай такой крепкий, что всего несколько глотков горячих и можно сделать:-)Чай пьют перед едой, точнее между второй и третьей порцией. Если,конечно, угощение предусмотрено:-)Нас научили пить чай до еды наши знакомые из Казахстана. И уже много лет мы подаем чай первым на стол. Кстати, это очень полезно и для пищеварения. Лишний вес после застолий не набирается:-)
    Любовь, спасибо! Свою ошибку знаю, но никак не могу остановиться:-) Столько лет мечтала о своем сайте, столько неудачных попыток! Но сейчас процесс мне нравится и у нас все получится, учимся вместе!
    О своих путешествиях я еще напишу. Я люблю путешествовать. Отдых - необходимая состовляющая нашей напряженной жизни.
    Галина! Я сегодня же и продолжу про стрелу жизнедеятельности и растяну материал дня на три, как минимум:-) Ведь я совсем не просто так о ней упомянула, как Вы догадываетесь.
    А какой чай у Елены Блохиной! Спасибо!!!
    Пейте чай, друзья! Не жалейте на это своего времени. Чай - это медитация, момент истины, если хотите, и не важно один вы при этом или за большим столом с друзьями! В жизни так важны паузы...

    ОтветитьУдалить
  31. Ошиблась:) Конечно еду подают между вторым и третьим стаканами:-)Но без еды мне больше нравится - такая спокойная беседа и рты у всех свободны:-)))

    ОтветитьУдалить
  32. Тамара! Спасибо Вам за это путешествие! Как ни странно, меня давно привлекают эти страны - своей необычностью, колоритом, яркостью и ароматом.Интересные люди! Сочная, не смотря на жару, природа! Нежный, хоть и обжигающий днём, песок! И ... ВЕРБЛЮДЫ!!!!!!! Очень нравятся!
    Спасибо Вам за вкусный и необычный чай!
    Желаю побольше таких ярких впечатлений!!!

    ОтветитьУдалить
  33. Здравствуйте Тамара.
    Хорошая получилась экскурсия для меня.
    За свою жизнь, так пришлось, что я почти нигде не была. Для меня такие рассказы всегда приятны, я узнаю о прекрасных уголках нашей страны, о ее национальных богатствах и традиций.
    Хочу, еще сказать. что я для себя открыла еще одно искусство о чайной церемонии.
    Мне тоже нравится пить чай, и предпочтение отдаю зеленому чаю и красному, и еще нравятся ароматизированные.
    Спасибо тамара за интересный пост.

    УДАЧИ ВАМ И ПРОЦВЕТАНИЯ!

    ОтветитьУдалить
  34. Статья познавательная. Чай я люблю, но не рискну делать пену. Очень интересно почитать про страну, где я еще не была. Мне понравилось оформление статьи.

    ОтветитьУдалить
  35. Тамара, просто потрясающее впечатление оставило ваше путешествие. Сама люблю чай. Семейная традиция. Да и само описание страны очень понравилось. Словно сама там побывала. Свои нравы,свои традиции.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  36. Сидела до последнего стаканчика чая! :)
    Спасибо за новые путешествия.
    И за чай!

    ОтветитьУдалить
  37. Если похвалить, как все, то можно "с водой выплеснуть из тазика ребёнка".
    Ревностно отнёсся к рекламе чая, потому что я спец по чаю. Заварка первой порции чая (довести до кипения и слить) означает - вылить в землю все ароматические вещества. Следом за ароматическими веществами из чайного листа выходят дубильные. Здесь, в комментариях, в основном женщины. Пейте чай, заваренный не более 3-х минут! Остальное - выливайте. Иначе лицо будет тёмным, как у мавританок. Разорение на косметике.
    Тамара, мавританский чай не "наш способ".
    Извините, но с чаем я давно...

    ОтветитьУдалить
  38. Иван! Вы меня поразили! И это приятно:-) Разве я написала, что чай надо пить именно так? или что я пью такой чай? Мавританский чай пьют в Мавритании,а там столько солнца и такого, что, говорят, только чай и спасает...
    А я просто хотела рассказать, как по-разному живут люди, приспосабливаясь к любым условиям проживания. Сама я с чаем тоже всю жизнь, пила разный и по-разному. Ближе мне японская чайная церемония, например, как эта http://tokyo-aiueo.blogspot.com/2011/01/blog-post.html
    А какие травные чаи заваривают в России!!! Загляните сюда, пожалуйста, http://ze-mlia.blogspot.com/2011/03/blog-post.html
    Читать между строк - неблагодарное занятие:-)
    Пейте чай на здоровье! Такой удивительный напиток жизни! Пейте по-своему и будьте счастливы!

    ОтветитьУдалить
  39. Тамара здравствуйте! Потрясающий, познавательный рассказ о путешествии в Мавританию. даже немного завидую(по доброму). Чай без вкуса и запаха - это не чай. существуют традиции, как правильно его заваривать и употреблять. В жарких странах чай особенно ценнен. есть мнение, что он удаляет жажду. Но и злоупотреблять им не стоит. Спасибо за рассказ о мавритании

    ОтветитьУдалить
  40. Все так безобидно начиналось с чая. Чай, кофе, потанцуем?

    Интересная история, это сила! Чай это все!

    Чайная церемония это - жесть.

    ОтветитьУдалить